В недавнем разговоре с коллегой всплыл легендарный "костюм Дэвида Бирна", и я вдруг вспомнила, как люблю Talking Heads. Причём "живые" выступления группы вызывают у меня куда больше эмоций, чем студийные записи. Концерты Talking Heads трудно критиковать — кажется, что ингредиенты для них отмерял сам Боженька: каждый звук, каждое движение клавишника, каждый вздох вокалиста свершаются в ту самую секунду, когда звёзды на небе сошлись наиболее благоприятным образом; даже микрофон падает на пол столь артистично, будто ему отведена особая роль в этом "спектакле", гармонично вписываясь и в ритм, и в эстетику шоу. При этом Talking Heads поражают своей способностью произвести впечатление при минимуме затраченных средств: всё волшебство у них свершается на фоне ободранной сцены, белой стены и сваленных в кучу стремянок. Они настолько хороши в своём деле, что никакого фона им просто не нужно — от происходящего на сцене невозможно оторваться и так. Но дирижёр всего этого "оркестра", конечно же, Дэвид Бирн — человек, известный своим непроходящим страхом перед публичными выступлениями, на сцене раскрывается как цветок: яркий, удивительный, многогранный. Голос Бирна — словно идеально отлаженный механизм, безропотно подчиняющийся всем прихотям своего хозяина: он искрится, переливается оттенками, следует за ним повсюду, не отставая ни на шаг. Иногда голос Бирна срывается, хрипит, "даёт петуха", но уже через мгновение берёт такие сложные ноты, что ни на секунду не сомневаешься: этот парень просто хулиганит, заигрывает со зрителем, оставляет свою креативную метку. "Чем лучше голос у певца, тем сложнее ему поверить" — сказал как-то Бирн. И действительно: маленькие шероховатости только добавляют их выступлениям изюминки.

Пожалуй, лучший способ начать знакомство с творчеством Talking Heads — посмотреть документальный фильм "Stop Making Sense". В фильме нет никаких комментариев от съёмочной группы и интервью с участниками, только запись концерта в голливудском театре Pantages. При этом фильм удостоился таких громких эпитетов, как "лучший музыкальный фильм в истории" и "опыт, который изменит вашу жизнь". Он действительно чертовски хорош — пожалуй, лучше, чем обласканный критиками "Последний вальс". Чего только стоят титры в духе "Доктора Стрейнджлава" и имя Джонатана Демме — создателя "Молчания ягнят" — в графе "режиссёр"!... В жанре музыкальных документалок "Stop Making Sense" занимает то же место, что и "Крёстный отец" в мире кино. Must-see для любого любителя музыки.



Мой любимый фрагмент из фильма. Появление легендарного костюма.
Пока большинство артистов стараются скрыть свои недостатки и качества, которые общество может посчитать странными,
Бирн намеренно подчёркивает их. И выглядит круче всех нас, жалких "нормальных" людишек.

Ещё